читать дальшеВ рамках популярного ныне направления в философии — постмодернизма — часто возникают вопросы такого рода: какая практическая польза от метафизики? Какие прикладные задачи можно решать с помощью этой науки?
Это трудные вопросы. Трудные хотя бы потому, что, в силу специфики своего предмета, развитие этой науки затруднено: для её развития жизненно необходимо, чтобы тот, кто занимается метафизикой, имел высокоразвитое абстрактное мышление, умел делать предельные обобщения, верифицировать их, очень чётко определял и различал понятия, был мастером логики и анализа, чтобы иметь возможность достичь хотя бы небольших успехов. Однако каждое такое продвижение, будучи достигнуто, сопровождается целой научной революцией, примеры из истории известны.
В силу того, что в метафизике работают с предельными обобщениями, эта наука — кристаллизованое средоточие знания вообще, знания человека о мире и себе самом; метафизика формирует научную парадигму как таковую, является последней и наиболее прочной опорой человеческого мышления, когда оно сталкивается с совершенно неизвестным и не понятным, метафизика предоставляет наиболее общие методы для овладения им. Метафизика придаёт единство науке как институту человеческой деятельности вообще, предотвращает её распад на отдельные, ничем не связанные дисциплины: общие для них метафизические установки помогают решать насущные междисциплинарные проблемы науки, а вместе с тем явное применение метафизики ускорило бы процесс решения этих проблем и повыслило бы эффективность науки в целом.
В связи с этим кризис метафизики в современной философии может иметь весьма печальные последствия. Полный отказ от неё как от суммы предельно обобщённого знания может привести к тому, что практическая наука превратится в пустое собирательство фактов и изобретательство в т.н. стиле «голь на выдумку хитра», банальное колдовство, а теоретическая наука — в не учитывающие общей картины, а потому несовершенные, бесплодные спекуляции на тот или иной предмет, то бишь банальный оккультизм.
Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что бурное экстенсивное развитие современной науки накопило столько научного материала, что древняя метафизика, неявно лежащая в основе всякой научной дисциплины, уже не справляется со стоящими перед ней задачами. Это привело, например, к сознательному отказу от логики и здравого смысла в современной физике (имеется в виду квантовая теория). Потому метафизика должна быть усовершенствована: весь накопленный наукой материал нуждается в интенсивной обработке, предельном обобщении, то есть в построении явной метатеории. Эта процедура одновременно выявит и недостатки современного научного знания, и наметит пути решения насущных проблем, стоящих перед наукой (если и вовсе их не снимет), вообще выведет науку на качественно иной уровень. При этом явление «тоталитаризма» этой метатеории, логоса науки, может возникнуть только вследствие неумения ею пользоваться.
Придерживаясь этой позиции, в этой дипломной работе автор рассматриваю проблему субъективности человека. Актуальность проблемы субъективности человека в обыденной жизни — состоит прежде всего в том, что суждения людей об объективном — субъективны, и это часто вызывает коммуникативную неудачу и конфликт на этой почве. Актуальность проблемы субъективности человека в науке состоит в том, что суждения человека субъективны, а науке требуется объективность, чтобы оставаться наукой, иначе она теряет свой предмет. В этой дипломной работе автор делает явными метафизические основания, в контексте которых раскрывается проблема субъективности человека, что приводит к формальному решению указанной проблемы.
Современное исследование проблемы субъективности позволяет сделать вывод о корреляции глобальных проблем мира и общества и изначальной расколотости субъекта.