Псалом Давида.читать дальше1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Пс 23:3; 83:5
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; Ис 33:15
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; Лев 19:16; Иов 27:4; Еф 4:25
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; Нав 9:20; 4Цар 3:14
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.Свт. Афанасий Великий, толкованиечитать дальшеСодержание: Давид воспевает этот псалом, научая, что может привести человека к приобретению оного блаженного жребия. Посему начинает так:
(1). Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Обитание есть временное пребывание, означающее жизнь не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему. Ибо святому свойственно быть странником в жизни сей, возводиться же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 13). Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? Или кто вселится во святую гору Твою? Ибо кто сподобится блаженного оного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством.
(2). Ходяй непорочен и проч. Учит, чем нам достигнуть того блаженного конца; и во-первых тем, если пойдем путем непорочным, который есть Христос; а потом, если будем делать правду; в-третьих, если сотворим сердце обителью истины; в-четвертых, если не приобретем себе лукавого языка; в-пятых, не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего; в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы; а в-десятых, что составляет венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преспеянию в этом, тому будет постоянное даяние благ. В толковании Афанасия Великого «тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит» соответствует «не будем иметь лицеприятия». Отверженный - это, разумеется, отверженный Богом и Церковью Его, сюда входят во-первых бесы, а потом уже все прочие нехристи: не иметь лицеприятия значит презирать их, но славить боящихся Господа.
Итак, презрение - нехристям и всему, что бы они ни делали.