Всякий раз, когда мы изучаем мир, мы сталкиваемся с противоречиями. И чем дальше мы проникаем в сущность мира, чем лучше мы его познаём, с тем более фундаментальными противоречиями имеем дело. Непротиворечивая теория о мире возможна, только если пренебречь той частью мира, которая ей противоречит - но тогда теория не полна (вывод из теоремы Гёделя).
читать дальшеТак что же получается? Мір непознаваем? Но даже о том, что познать невозможно, мы можем знать, во-первых, что его познать невозможно, и во-вторых - почему его невозможно познать, а это значит, что мы можем кое-что знать о непозаваемом.
В міре есть место всему. В нём есть место как рациональному, так и иррациональному, как случайному, так и необходимому. И противоречия в міре тоже существуют - вполне объективно. Но раз они существуют и для того, чтобы они существовали, в міре необходимо есть и отдельные единичные упорядоченные структуры, которые-то и противоречат одна другой.
Всякое знание о міре является частью міра, как и частью истины о нём. А часть не больше целого. Мір всегда оказывается больше любой схемы и любой теории, которая его описывает. Поэтому есть вещи, которые мы не можем знать, а можем только понимать; есть вещи, которые мы знаем, но не понимаем - и наоборот. О непостижимом же мы можем знать, во-первых, что оно непостижимо, и во-вторых - почему оно непостижимо. Таким образом мы можем кое-что понимать о непостижимом.
Поэтому в познании міра должны участвовать все способности человеческой души, способность к знанию и способность к пониманию. Всякое доступное человеку знание и понимание может и должно быть выражено в человеческом слове, ради общего блага: это бывает затруднительно, но не бывает невозможно. Эта должность выражается формулой: всегда формулируй свои мысли, как можно точнее.
Предельно углубившись в познание міра, мы обнаруживаем противоречие в его основе. Противоречие - суть міра, его определение, следовательно сущность міра - хаос. Но, по нашей вере, хаосом он будет только до второго пришествия Христа, а после - гармонией, того рода гармонией, в которой уже не будет места злу.