Вот что пишет Аристотель:
читать дальше«...Так, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, — женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремлении, свойственного и остальным живым существам и растениям, — оставить поело себя другое подобное себе существо.
[Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу], в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим. Поэтому и господину и рабу полезно одно и то же.
...с одной стороны, одни не являются по природе рабами, а другие — свободными, а с другой стороны, у некоторых это различие существует и для них полезно и справедливо одному быть в рабстве, другому — господствовать, и следует, чтобы один подчинялся, а другой властвовал и осуществлял вложенную в него природой власть, так чтобы быть господином. Но дурное применение власти не приносит пользы ни тому ни другому: ведь что полезно для части, то полезно и для целого, что полезно для тела, то полезно и для души, раб же является некоей частью господина, как бы одушевленной, хотя и отделенной, частью его тела.
Поэтому полезно рабу и господину взаимное дружеское отношение, раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах; а у тех, у кого это не так, но отношения основываются на законе и насилии, происходит обратное.»Аристотель - главный идеолог античного рабовладельческого общества. Но, как мне показалось, он как бы в некотором смущении обходит вниманием один момент, а именно: даже если раб и господин находятся в дружеских отношениях, служат один другому по-своему, то воля одного и того же господина отнюдь не всегда действительно во благо его рабу и самому господину, подверженному, как и все люди, заблуждениям и страстям. Итак, господин нуждается в господстве над самим собой. Отсюда возникает вопрос: кому можно быть рабом, чтобы не повредить самому себе? Таковым может быть лишь тот, чья воля совершенна, неизменна, всегда и безусловно во благо человекам - один лишь Бог. Только в том случае, если господин - Бог, рабу его рабство полезно. Позже апостол Павел по этому поводу сказал: "Не делайтесь рабами человекам".