Философия рассматривает взаимоотношения человек-мир.
Это - основной вопрос философии.

Мир есть хаос: в нём одно противостоит другому, возникает и
уничтожается.

Труднее определить человека.

Человек не есть мир, а потому определяется как субъект - отрицанием.
Человек есть не то, и не это, и даже не тело, ведь тело для человека
- некоторый объект. Потому человеческое тело следует рассматривать
как часть мира.

Иногда моё тело делает то, чего я не хочу, а значит это делаю не я,
а моё тело. Так я первоначально определил, что моё тело не есть я.

Другие люди по отношению к некоторому единичному человеку также
являются объектами.

Субъект не есть мир, но содержит в себе мир как рефлексию от мира к
самому себе.

Субъект есть нечто нерушимое, сущее, совершенно упорядоченное,
единое, потому что хаосом не уничтожается, а значит и не порождается.

Субъекту и миру свойственно стремление к благу (по Аристотелю).
Ни субъект, ни мир благом не являются.

Субъект абсолютно отрицателен, потому что определяется только через
отрицание. Мир по отношению к собъекту абсолютно позитивен,
положителен.

Эта абсолютная отрицательность - природа субъекта и его знание о нём
самом, и лишь это. Из этой абсолютной отрицательности не вытекает
стремление субъекта к благу; таким образом абсолютная отрицательность -
непроницаемая оболочка субъекта, некоторая его часть.

Итак, абсолютную отрицательность субъекта можно назвать его духом,
а то, из-за чего ему присуще стремление к благу - душой.

И дух, и душа находятся в инобытии, а потому все их самопроизвольные
движения, сами по себе, также находятся в инобытии, и к объективному
миру никакого отношения не имеют.

Бытие субъекта по отношению к миру есть инобытие; из-за абсолютной
отрицательности субъекта его инобытие не может иметь прямой,
неопосредованной связи с бытием мира. Однако то и другое - бытие,
и мир воздействует на субъект, а субъект - на мир,
а потому связь субъекта и мира должна осуществляться через нечто,
обладающее абсолютным бытием.

Нечто, обладающее абсолютным бытием, есть Бог.

Нечто, обладающее абсолютное бытием, по определению в небытие не
уклоняется и не может перестать быть.

Связь субъект-мир осуществляется через Бога, так же и связь
мир-субъект. Бог есть высшее благо, и к Нему стремление и субъекта,
и мира.

В мире всякая вещь со временем разрушается: весь мир уклоняется в
небытие. Потому мир не достигает абсолютного бытия.

Субъект может пасть, лишившись стремления к благу. Павший субъект
не достигает абсолютного бытия никогда; но не теряет своего
существования.

Задача субъекта в мире через Бога привести и себя, и мир к состоянию
абсолютного бытия. Время должно перестать быть.

Но человек не может этого.

* * *

Хаос.

В мире одно противостоит другому, и его упорядоченность - лишь видимость.
В мире есть законы, но им противостоят другие законы. В мире есть вещи,
но им противостоят другие вещи. Для всякого ножа найдётся точило; для
всякой технологии найдутся условия, в которых она не эффективна; для
всякого слова найдётся слово, противоречащее ему, и в то же время истинное.

Есть и развивается теория хаоса, но она - описательной природы, а хаос
можно описывать бесконечно и не исчерпать его. Теория хаоса не может
отразить его суть. Теория хаоса безусловно полезна в прикладном отношении,
но, поскольку суть хаоса она не сможет отразить в принципе, то не сможет
дать и окончательной технологии; величайшие достижения на этом поприще
будут попраны миром, и самое надёжное в ней даст сбой.

Потому задача выделить сущность хаоса - это не задача онтологических наук,
но задача метафизики.

а) Метафизика хаоса.

Итак, противоречие есть сущность хаоса. Понятие противоречие самим своим
существованием полагает как минимум две вещи, которые противостоят друг
другу. Но если противоречие - сущность хаоса, то его сущность во всей
своей полноте противоречит самой себе.

Противоречие противоречию есть неделимость, единство.
Сущность хаоса - абсолютное противоречие.

Потому хаос совершенно непредсказуем в своих внешних проявлениях, при
чёткой внутренней определённости и причинности, детерминированности.

Сущность хаоса порождает вещи в нём самом, разделяет его самого:
делит его на два, потом этой паре противопоставляет третье, всем частям -
четвёртое, и каждой его отдельной части пятое; каждому своему разделению
хаос противопоставляет собственную сущность - шестое. Но каждая вещь, как
часть хаоса, делится точно также; и над всем этим сияет его сущность:
абсолютное противоречие.

Непредсказуемость хаоса от того, что в каждом случае неизвестно, каким
образом он разделится вновь.

Хаос есть воплощение принципа "Divide et impera!" ("Разделяй и властвуй!")
в самом себе. Похоже, что и человеку следует поступать так же, но не
разделяться в самом себе, а разделять окружающий мир, себя ставя как шестой
элемент нашей схемы. Такой стиль действий смиряет хаос, покоряя его человеку;
а человек, действуя таким способом, приобретает от мира.

Если человек разделяет хаос, то он знает, как делит, и это знание выразимо
словом; и в этом знании смирение хаоса.