Глава 3 1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
Действительно, без готовности принять истину невозможно её познать.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».
Действительно, истина истинна и не может быть ложью: если нечто есть по истине так, то оно не может быть иначе. Если же то, что называется истиной, ложно, то есть не соответствует собственному предмету, то она не истина, а ложь. Потому всякий человек, не имеющий истину в себе самом, не может говорить истинное, а лишь ложное; а всякий человек, судящийся с истиной в самом себе, отрицает её в каком-либо отношении, а значит отвергается истины в самом себе и лжёт. Суд же, как известно, предполагает закон, по которому судят. Суд Его есть суд по истине, то есть по тому закону (Божию), по которому есть истина и её предмет, то есть по Святому Духу. Потому, если судить по истине, то ложь не имеет силы, потому что не соответствует собственному предмету; тот же, кто лжёт, то есть отрицает истину, тем самым себя и наказывает.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? - говорю по человеческому рассуждению.
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
Бог есть истина и предмет истины и их бытие в единстве, и не может быть иначе, потому что если нечто есть по истине так, то оно не может быть иначе.
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что ещё меня судить как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.
Действительно, поскольку мы различаем истину, то, значит, отрицаем её в каком-либо отношении.
10 Как написано: «нет праведного ни одного;
11 Нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их;
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 Разрушение и пагуба на путях их;
17 Они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их».
Страх Божий — ненавидеть зло (Еккл., ссылка)., то есть, в конечном счёте, отрицать отрицание истины. Потому страх Божий — «источник жизни» (ссылка), однако без Св.Духа в человеке он не действенен, потому что отрицание отрицания само по себе не полагает предмет отрицания; для этого необходимо иметь собственно предмет отрицания.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так-что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом,
20 Потому что делами закона не оправдается никакая плоть; ибо законом познается грех.
Действительно, если мы различаем дела закона среди прочих собственных дел, то тем самым выявляем те дела, которые не по закону (форма этого утверждения, истинный силлогизм, будет употребляться Апостолом Павлом и в дальнейшем). В этом первородный грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия,
23 Потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, сделанных прежде,
26 Во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Действительно, если есть ложь, то есть истина и о лжи; если есть грех, то есть истина и о грехе. Таким образом, во время пребывания Иисуса Христа во плоти среди нас, Он стал причастен первородному греху подобно всем человекам; за этот грех и был распят, подобно и человеку, осуждённому на смерть за тот же грех. Однако истина не может перестать быть, пока есть предмет истины; так же и Иисус Христос был воскрешён Отцом; а в первородном грехе больше не виновен, потому что наказание уже претерпел. Вера же есть способность к рефлексии, то есть к познанию истины; следовательно всякий верующий, который приобретёт в самом себе Св.Духа через Христа, то есть через приятие истины (приятие подразумевает отрицание отрицания, что даёт отсутствие отрицания предмета отрицания, если иметь такой предмет; проще говоря, чтобы принять истину, необходим страх Божий.), будет так же спасён, претерпев смерть сначала, - в чём и открылась правда Божия, о которой здесь говорит апостол.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Действительно, нашими делами теперь невозможно хвалиться, потому что они обличают нас и ведут к смерти: если делаем по закону (Божию), то есть по тому, как есть истина и её предмет, по естеству, то это выявляет другие наши дела, которые не по закону, то есть не по естеству; если же делаем не по закону, то это ведёт к смерти. Следовательно, у нас остаётся только вера в истину, способность к рефлексии, через которую только и можем приобретать истину, а вместе с ней и Св.Духа; таким образом: твёрд в вере во Христа — спасён, отвергаешься — погиб.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно и язычников;
30 Потому что один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру.
31 Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.
Иисус Христос есть предмет веры в истину, истина, полностью раскрывшая себя как феномен в благовествовании. Принявшие благовествование суть Иудеи, обрезанные по духу, то есть изъявившие готовность следовать истине, поступать по естеству. Язычники же — те, которые благовествования не приняли, в чём и различие их от Иудеев. На это различие и указывает Апостол Павел своим риторическим вопросом. Однако и те, и другие обладают способностью к рефлексии, то есть верой в истину, потому оправдание (по закону Божию) есть для тех и для других, если сохраняют веру.
Однако если язычники имеют только веру, то Иудеи (по духу) имеют благовествование Христово, то есть ещё и полный предмет веры. Потому для язычников есть оправдание только в наличии веры, а для Иудеев оправдание ещё и по истине, которой обладают; а если обладают истиной, то обладают и Св.Духом, что выявляется в их делах по закону. Таким образом закон не уничтожается верой, как могло бы показаться, но утверждается.