"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
1. Вещь
читать дальшеМожно раскрыть понятие "вещь", а вместе с ним понятие "материя", на примере мармеладки. Для этого нужно описать её качества - какая она?
Ну..... Мармеладка она..... мягкая, сладкая.... Яркая.... вкусная.... Приятно пахнет.... Иногда обсыпана сахарным песком..... Взывает положительные эмоции и счастливые воспоминания.
Вот видите, сколько качеств мармеладки вы перечислили ))) Их можно перечислить ещё больше, построить математическую модель поверхности мармеладки и изучить её состав даже до субатомного уровня... Всё это будет не более чем перечислением её качеств, и ту же процедуру можно выполнить с любой другой вещью.
Так вот, получается, что мармеладка и вообще всякая вещь - стечение качеств (св. Григорий Нисский, кстати, дал это определение первым)
Итак, определение: вещь = стечение качеств. Здесь начинается самое интересное...
Всякое качество, например обсыпанность сахаром, мягкость, сладкость, - все они, если взять их в чистом виде, то они - понятия. Отсюда: поскольку вещь - это стечение качеств, которые являются понятиями, то мармеладка - это всего-лишь понятие!
И такой вам вопрос: материальна ли мармеладка?
Озадачили)
Мармеладка материальна. *не поленился и сходил на кухню где как раз стоит вазочка с мармеладом*
Я ее могу потрогать, почувствовать, обнюхать и само собой съесть как объект вполне материальный.
Также эта самая мармеладка будет продолжать существовать независимо от того, какие ощущения-определения она у меня будет вызывать. Что она совершенно не смогла бы осуществить, если бы она являлась этими самыми определениями возникающими в умах человеков.
Конечно мармеладка материальна. Но то, что вы перечислили - это её качества, а качества - это понятия, и мармеладка поэтому тоже - понятие. Отсюда то, что вы перечислили, не может являться прямым и непосредственным основанием для умозаключения о том, что мармеладка-таки материальна. ))
Для того, чтобы ответить на мой вопрос правильно, необходимо сначала выяснить: а что же такое материя? Так вот, материя на самом деле - чистой воды абстракция, угу. И материю нужно отличать от вещества, это два разных понятия: вещество - это некоторая форма материи, которая получается добавлением к ней определённых качеств. А сама по себе материя - это абстракция, у неё нет никаких качеств, она - безкачественное понятие.
Материя - понятие в чистом виде. А понятие - какое оно? Понятие - понятийное! То есть материя - это понятийность понятия.
Теперь мы видим, что любое понятие, будучи понятием, обладает понятийностью, то есть оно - материально. Отсюда: вообще все понятия - материальны, и мармеладка тоже.
Теперь мы видим, не только мармеладка, но вообще всякая вещь, мысль, любой образ - материальны.
2. Структура вещи
читать дальшеПочему мармеладка именно такая, именно такое стечение качеств, какое оно есть? В данном случае технологический процесс изготовления людьми мармеладок нас не интересует, потому что предмет нашего разговора - не мармеладка как таковая, а природа вещей, в том числе и не сделанных людьми. Да и не люди создали из ничего сырьё для изготовления мармеладок, чтобы сводить всю мармеладку к одной только человеческой воле: люди не способны совсем-совсем из ничего создавать нечто.
Так что мармеладка в своей самой первой причине сотворена из ничего, и сотворена Богом, и она такая, какая она есть, потому что на то воля Его. Давайте зафиксируем себе это в уме: мармеладка сделана из ничего, - мы к этому ещё вернёмся.
Мы знаем, что вещь - это стечение качеств, и только что мы уяснили, что эти качества стекаются, держатся вместе только потому, что на то воля Бога. Вокруг чего эти качества стекаются? - да вокруг ничего, вещь внутри, в самой глубине своей природы, будучи сама по себе, совершенно пуста. Понятие само по себе - пустое, пустой знак; и эта пустота одевается качествами, как какой-то модник - одеждами, по воле Его, образуя понятие и вещь. И если вещь раздеть от всех её качеств, то от неё останется пустое место, ничто: она у-ничтожится.
(продолжение следует)
читать дальшеМожно раскрыть понятие "вещь", а вместе с ним понятие "материя", на примере мармеладки. Для этого нужно описать её качества - какая она?
Ну..... Мармеладка она..... мягкая, сладкая.... Яркая.... вкусная.... Приятно пахнет.... Иногда обсыпана сахарным песком..... Взывает положительные эмоции и счастливые воспоминания.
Вот видите, сколько качеств мармеладки вы перечислили ))) Их можно перечислить ещё больше, построить математическую модель поверхности мармеладки и изучить её состав даже до субатомного уровня... Всё это будет не более чем перечислением её качеств, и ту же процедуру можно выполнить с любой другой вещью.
Так вот, получается, что мармеладка и вообще всякая вещь - стечение качеств (св. Григорий Нисский, кстати, дал это определение первым)

Итак, определение: вещь = стечение качеств. Здесь начинается самое интересное...
Всякое качество, например обсыпанность сахаром, мягкость, сладкость, - все они, если взять их в чистом виде, то они - понятия. Отсюда: поскольку вещь - это стечение качеств, которые являются понятиями, то мармеладка - это всего-лишь понятие!
И такой вам вопрос: материальна ли мармеладка?
Озадачили)
Мармеладка материальна. *не поленился и сходил на кухню где как раз стоит вазочка с мармеладом*
Я ее могу потрогать, почувствовать, обнюхать и само собой съесть как объект вполне материальный.
Также эта самая мармеладка будет продолжать существовать независимо от того, какие ощущения-определения она у меня будет вызывать. Что она совершенно не смогла бы осуществить, если бы она являлась этими самыми определениями возникающими в умах человеков.
Конечно мармеладка материальна. Но то, что вы перечислили - это её качества, а качества - это понятия, и мармеладка поэтому тоже - понятие. Отсюда то, что вы перечислили, не может являться прямым и непосредственным основанием для умозаключения о том, что мармеладка-таки материальна. ))
Для того, чтобы ответить на мой вопрос правильно, необходимо сначала выяснить: а что же такое материя? Так вот, материя на самом деле - чистой воды абстракция, угу. И материю нужно отличать от вещества, это два разных понятия: вещество - это некоторая форма материи, которая получается добавлением к ней определённых качеств. А сама по себе материя - это абстракция, у неё нет никаких качеств, она - безкачественное понятие.
Материя - понятие в чистом виде. А понятие - какое оно? Понятие - понятийное! То есть материя - это понятийность понятия.
Теперь мы видим, что любое понятие, будучи понятием, обладает понятийностью, то есть оно - материально. Отсюда: вообще все понятия - материальны, и мармеладка тоже.
Теперь мы видим, не только мармеладка, но вообще всякая вещь, мысль, любой образ - материальны.
2. Структура вещи
читать дальшеПочему мармеладка именно такая, именно такое стечение качеств, какое оно есть? В данном случае технологический процесс изготовления людьми мармеладок нас не интересует, потому что предмет нашего разговора - не мармеладка как таковая, а природа вещей, в том числе и не сделанных людьми. Да и не люди создали из ничего сырьё для изготовления мармеладок, чтобы сводить всю мармеладку к одной только человеческой воле: люди не способны совсем-совсем из ничего создавать нечто.
Так что мармеладка в своей самой первой причине сотворена из ничего, и сотворена Богом, и она такая, какая она есть, потому что на то воля Его. Давайте зафиксируем себе это в уме: мармеладка сделана из ничего, - мы к этому ещё вернёмся.
Мы знаем, что вещь - это стечение качеств, и только что мы уяснили, что эти качества стекаются, держатся вместе только потому, что на то воля Бога. Вокруг чего эти качества стекаются? - да вокруг ничего, вещь внутри, в самой глубине своей природы, будучи сама по себе, совершенно пуста. Понятие само по себе - пустое, пустой знак; и эта пустота одевается качествами, как какой-то модник - одеждами, по воле Его, образуя понятие и вещь. И если вещь раздеть от всех её качеств, то от неё останется пустое место, ничто: она у-ничтожится.
(продолжение следует)
@настроение: после молитвы
(по мотивам "Метафизики труб" Амели Нотомб)
Многие люди чувствуют, что ничем не отличаются от прочих вещей, чувствуют пустоту в самих себе. Что только они ни делают, чтобы эту пустоту заполнить или отвлечься от неё: начинают мстить за себя всему сущему, или фантазировать о несбыточном, кто-то глушит себя алкоголем, кто-то ныряет в наркотический бред, у кого-то чувство внутренней пустоты перерождается в чувство непреходящего голода, который ничем не заполнить, кто-то ищет утешения в сексе. Все эти полумеры не исправляют человеческой природы, на заполняют пустоту внутри, а лишь отвлекают внимание человека, даруя кратковременную иллюзию забвения этого чувства. Сочтя это благом, человек начинает стремиться к забвению пустоты в самом себе, вся его душа стремится к этому, и вся его жизнь подчиняется этому желанию, - так рождается страсть.
Страсть обожествляют, ей поклоняются, потому что она даёт возможность хотя бы на краткий миг забыть то чувство внутренней пустоты; но чем больше человек предаётся своей страсти, тем большие страдания он испытывает, и не может избавиться от него. Его жизнь становится похожа на ад и жуткий кошмар. Страсть истощает человека, поглощает все его силы и волю к жизни, омрачает разум и приводит его к погибели.
Невозможно человеку заполнить эту пустоту в себе ничем из того, что существует в мире, потому что весь мир сотворён из ничего, и в самой глубине своей природы - пуст. Заполнить эту пустоту, исправить свою природу, человек может лишь тем, что не сотворено из ничего, а тем, что существует само по себе, и существует вечно - то есть Богом. Лишь став сосудом Бога, человек может избавиться от этой жуткой пустоты в самом себе и просто жить, быть самим собой; осознать свою ничтожность, сказать Богу: "Прииди!" - и идти к Нему навстречу.
Иные же осознают эту пустоту в самих себе, сосредотачиваются вокруг неё и наполняют её чистой материей, тем, что называется также энергией, а потом ломают одним лёгким касанием чугунные плиты (я такое делал), - но какая от этого человеку польза, если это не делает его счастливым?
Вещь есть понятие, а всякое понятие выражается словом, которое во всём ему соответствует, то есть словом истины, её истинным именем. Вещь все свои качества проявляет (выражает) в бытии, во взаимосвязях с другими вещами, отсюда: всё бытие вещи, все её качества заключаются в слове истины о ней.
Однако истина существует вечно, а вещь - сотворена из ничего, таким образом слово истины о некоторой вещи (мармеладке) является первым по отношению к неё самой (то есть слово истины о мармеладке является первым по отношению к самой мармеладке). Следовательно, все вещи, а значит и весь мир, сотворены словом истины, то есть Словом Божиим (чему и учат св.отцы).
Мы же составляем понятие о вещи (о мармеладке), когда видим её, и наше понятие о ней, хотя и сооветствует вещи (мармеладке то есть), является вторым по отношению к самой вещи - и третьим по отношению к слову истины о ней. Этим наше понятие о мармеладке, хотя бы даже и во всём ей соответствующее, отличается от слова истины - Слова Божия - о ней самой. Наше понятие о мармеладке - второе по отношению к ней, и потому наши понятия, которые мы сами себе мыслим, не превращаются в вещи, а остаются лишь предметами нашего ума; и ещё именно поэтому мы не способны творить вещи совсем из ничего.
Учитывая это, а также вспомнив, что вещь как совокупность качеств держится волей Господа Вседержителя, мы можем сказать, что всё бытие мира (и мармеладок в том числе) заключается в Слове Божием о нём.
Вещь и слово истины о ней, а также соответствие слова истины о вещи - самой вещи (дух тождества), составляют её триединую сущность, подобную сущности Творца.