"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
читать дальшеЧем тогда отличается правда от истины? Этот вопрос мне кажется очень интересным, потому что время-от-времени люди путают одно с другим, и по этой причине делают в своих суждениях множество ошибок, без которых можно было бы обойтись. А ошибки, как известно, пагубны.
Насколько мне известно, правда - престол Божий, а истина - это возлюбленный Господь наш Иисус Христос. Сколько людей, столько и правд может быть на свете, потому что человек не способен избавиться от собственной субъективности - для этого ему понадобилось бы перестать быть человеком: человек вынужден всё рассматривать в контексте собственного естества.
Но истина - одна, а правда - это полноценный человеческий взгляд на неё... Это как фотографировать один и тот же дом с разных сторон: картинка каждый раз будет другая, но правильная, и дом всё равно один и тот же... А совокупность всех правд (без всякой лжи и лукавства) - составит образ истины, доступный человеку... то есть образ Бога... а значит - человека )
...но тогда выходит, что правда Божия - это человек, и его предназначение - быть престолом Его.
Также правдой называется частная истина, то есть не истина вообще как таковая, а истина о чём-то единичном (истина о себе, о мире, об отдельных вещах).
Ещё правдой обозначают соответствие сказанного действительности. Такое понимание правды допускает искажение: некоторым свойственно полагать, что если сказать не всю правду о предмете разговора, а утаить нечто, то это всё равно будет правдой, - это не так. Из таких недо-правд образ истины, даже не вообще, а о какой-то маленькой вещи, не составишь: в нём будут пробелы и изъяны, а в истине этого нет. Так что сказать не всю правду, а утаить нечто - по результату равносильно тому, чтобы солгать.
Поэтому соответствие сказанного действительности остаётся правдой, если такого искажения не допускать.
Кому из людей возможно сказать правду, ничего не утаив даже ненамеренно, и ни в чём не солгать? - очень быстро становится понятно, что такого человека очень трудно найти...
Тема недостаточно глубоко проработана.
Один из примеров недостаточно глубокой проработки этой темы:
Что значит: образ истины - человек?
Однажды Понтий Пилат спросил Иисуса Христа, Которому слава во веки: Что есть истина? - и Господь промолчал. Что Ему было ответить Пилату, если Он есть истина, и Он стоит перед ним, а Пилат смотрит - и не видит?
Но неужели образ истины - это какой-то единичный, конкретный человек, мужчина или женщина, ребёнок, юноша, зрелый муж или старец? - я думаю нет. Думаю, имеется в виду то общее, что есть для всех людей, то, что позволяет им называться людьми независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, и индивидуальных особенностей - усия (ousia) человека, его естество в самом широком смысле этого слова. Я намеренно не использую само собою напрашивающееся слово "человечность", потому что оно избито и в обиходе имеет слишком много смысловых примесей, зачастую к делу не относящихся.
*после долгих размышлений* ...Но можно сказать, что человек является образом истины только потому, что человек не способен в принципе избавиться от субъективности и вынужден всё рассматривать в контексте собственной природы. И на это мне нечего возразить, пока что, хотя это мне крайне не нравится (
Другой пример недостаточно глубокой проработки:
Если правда - не истина, а истина - не правда, если истина - это истина, а правда - это правда, то тогда что такое ложь? Определить ложь как всё то, что не правда и не истина - не совсем верно, потому что тогда ложью будут вообще все вещи... но вещи - это вещи, вещи - не ложь, а ложь - не вещи.
Определение лжи только через отрицание не даст удовлетворительного результата, потому что может продолжаться бесконечно.
Пожалуй, вернее будет сказать, что:
ложь - это высказывание, претендующее на то, чтобы иметь смысл, а смысла в действительности не имеет
Но что в точности значит: претендовать на смысл?..
Насколько мне известно, правда - престол Божий, а истина - это возлюбленный Господь наш Иисус Христос. Сколько людей, столько и правд может быть на свете, потому что человек не способен избавиться от собственной субъективности - для этого ему понадобилось бы перестать быть человеком: человек вынужден всё рассматривать в контексте собственного естества.
Но истина - одна, а правда - это полноценный человеческий взгляд на неё... Это как фотографировать один и тот же дом с разных сторон: картинка каждый раз будет другая, но правильная, и дом всё равно один и тот же... А совокупность всех правд (без всякой лжи и лукавства) - составит образ истины, доступный человеку... то есть образ Бога... а значит - человека )
...но тогда выходит, что правда Божия - это человек, и его предназначение - быть престолом Его.
Также правдой называется частная истина, то есть не истина вообще как таковая, а истина о чём-то единичном (истина о себе, о мире, об отдельных вещах).
Ещё правдой обозначают соответствие сказанного действительности. Такое понимание правды допускает искажение: некоторым свойственно полагать, что если сказать не всю правду о предмете разговора, а утаить нечто, то это всё равно будет правдой, - это не так. Из таких недо-правд образ истины, даже не вообще, а о какой-то маленькой вещи, не составишь: в нём будут пробелы и изъяны, а в истине этого нет. Так что сказать не всю правду, а утаить нечто - по результату равносильно тому, чтобы солгать.
Поэтому соответствие сказанного действительности остаётся правдой, если такого искажения не допускать.
Кому из людей возможно сказать правду, ничего не утаив даже ненамеренно, и ни в чём не солгать? - очень быстро становится понятно, что такого человека очень трудно найти...
Тема недостаточно глубоко проработана.
Один из примеров недостаточно глубокой проработки этой темы:
Что значит: образ истины - человек?
Однажды Понтий Пилат спросил Иисуса Христа, Которому слава во веки: Что есть истина? - и Господь промолчал. Что Ему было ответить Пилату, если Он есть истина, и Он стоит перед ним, а Пилат смотрит - и не видит?
Но неужели образ истины - это какой-то единичный, конкретный человек, мужчина или женщина, ребёнок, юноша, зрелый муж или старец? - я думаю нет. Думаю, имеется в виду то общее, что есть для всех людей, то, что позволяет им называться людьми независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, и индивидуальных особенностей - усия (ousia) человека, его естество в самом широком смысле этого слова. Я намеренно не использую само собою напрашивающееся слово "человечность", потому что оно избито и в обиходе имеет слишком много смысловых примесей, зачастую к делу не относящихся.
*после долгих размышлений* ...Но можно сказать, что человек является образом истины только потому, что человек не способен в принципе избавиться от субъективности и вынужден всё рассматривать в контексте собственной природы. И на это мне нечего возразить, пока что, хотя это мне крайне не нравится (
Другой пример недостаточно глубокой проработки:
Если правда - не истина, а истина - не правда, если истина - это истина, а правда - это правда, то тогда что такое ложь? Определить ложь как всё то, что не правда и не истина - не совсем верно, потому что тогда ложью будут вообще все вещи... но вещи - это вещи, вещи - не ложь, а ложь - не вещи.
Определение лжи только через отрицание не даст удовлетворительного результата, потому что может продолжаться бесконечно.
Пожалуй, вернее будет сказать, что:
ложь - это высказывание, претендующее на то, чтобы иметь смысл, а смысла в действительности не имеет
Но что в точности значит: претендовать на смысл?..