"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
читать дальшеВ классической философии (Гегель) субъект определяется через отрицание: субъект есть не то, и не это, ничто иное как субъект. Такое определение оставляет субъект достаточно неопределённым, ведь оно не даёт возможности сказать о субъекте ничего, кроме того, что субъект есть субъект (я есть я). Для того, чтобы вникнуть в понятие субъекта как такового, очевидно необходимо рассмотреть тождество «субъект есть субъект».
Всякое тождество предполагает различие. Данное тождество выражает сущность субъекта, в нём первое — первый субъект, который однозначно является субъектом, и основное его свойство состоит в том, что он является источником всех интенций субъекта как сущности; второе — второй субъект, который не есть однозначно субъект, поскольку отличается от первого субъекта, а является таковым лишь в силу своего полного соответствия первому субъекту: о нём можно сказать, что он является понятием субъекта о себе самом, которое истинно; третье — дух тождества, которое выражает полное соотвествие второго субъекта первому субъекту.
В этом контексте, если рассматривать человека как субъект, то человеческое тело является лишь инструментом субъекта, посредством которого он осуществляет свою деятельность; тело человека не является необходимой составляющей сущности человека. Таким образом, если тело человека уничтожается, то человек как субъект не перестаёт быть, а лишь перестаёт быть во взаимосвязи с миром (но не относительно самого себя).
В целом субъект по отношению к миру существует неопределённо; субъект определяет лишь то, как он взаимодействует с миром.
Человеческая (и моя в том числе) сущность содержит в себе фундаментальное противоречие: с одной стороны моё второе "я" (второй субъект, внутренне - мой логос, моя личность, дух, внешне - (не механистическая, а систематическая) сумма всех моих знаний обо мне) - это я, а с другой стороны оно - не-я (отличается от моего первого "я" (первого субъекта), моей души). Моё второе «я» одновременно я и не-я.
Вот это фундаментальное противоречие является причиной ничем не ограниченного многообразия человеческих личностей, наличия индивидуальности, персоны как таковой, вообще как понятия - поскольку из противоречия может быть выведено вообще что угодно, и у каждого человека это противоречие порождает его собственную неповторимую индивидуальность.
Человеческую личность возможно уничтожить. Для этого человечество изобрело два способа и очень органично их сочетает вместе:
1)Уничтожение третьего "я" ("духа тождества") посредством намеренно ложной интерпретации фактов об отдельно взятой личности.
2)Уничтожение второго "я" (логоса) напрямую - намеренной ложью, клеветой о человеке и фактах его жизни, игрой с его памятью (пользуясь тем её свойством, что человеческая память реконструктивна, так что человек может "вспомнить" даже то, чего с ним в действительности никогда не было).
Эти способы, будучи эффективно применёнными, уничтожают человека-субъекта как такового, уничтожают его триединство вплоть до первого "я" - до души. Такой пострадавший человек уже, в общем-то, не может называться человеком, потому что нарушено его наиболее общее, что позволяет его причислять к человеческому роду. Цельность же субъекта как системы определяет то, насколько он ценит истину, то есть то, насколько истина является предметом его интенций.
В силу сказанного в этом подразделе, можно выделить два способа снятия проблемы субъективности:
1)Посредством знания о себе. Так как человек воспринимает всё в контексте своего собственного естества, то, зная самого себя, можно вынести эту погрешность за скобки - и таким образом претендовать на объективность. Как говорили древние мудрецы: "Познай самого себя", - и это актуально по сей день.
2)Посредством уничтожения субъекта, что, к сожалению, наблюдается в постмодернизме. Такой подход ошибочен, не несёт пользы: зачем мне, например, объективность моего суждения, если меня нет?
Всякое тождество предполагает различие. Данное тождество выражает сущность субъекта, в нём первое — первый субъект, который однозначно является субъектом, и основное его свойство состоит в том, что он является источником всех интенций субъекта как сущности; второе — второй субъект, который не есть однозначно субъект, поскольку отличается от первого субъекта, а является таковым лишь в силу своего полного соответствия первому субъекту: о нём можно сказать, что он является понятием субъекта о себе самом, которое истинно; третье — дух тождества, которое выражает полное соотвествие второго субъекта первому субъекту.
В этом контексте, если рассматривать человека как субъект, то человеческое тело является лишь инструментом субъекта, посредством которого он осуществляет свою деятельность; тело человека не является необходимой составляющей сущности человека. Таким образом, если тело человека уничтожается, то человек как субъект не перестаёт быть, а лишь перестаёт быть во взаимосвязи с миром (но не относительно самого себя).
В целом субъект по отношению к миру существует неопределённо; субъект определяет лишь то, как он взаимодействует с миром.
Человеческая (и моя в том числе) сущность содержит в себе фундаментальное противоречие: с одной стороны моё второе "я" (второй субъект, внутренне - мой логос, моя личность, дух, внешне - (не механистическая, а систематическая) сумма всех моих знаний обо мне) - это я, а с другой стороны оно - не-я (отличается от моего первого "я" (первого субъекта), моей души). Моё второе «я» одновременно я и не-я.
Вот это фундаментальное противоречие является причиной ничем не ограниченного многообразия человеческих личностей, наличия индивидуальности, персоны как таковой, вообще как понятия - поскольку из противоречия может быть выведено вообще что угодно, и у каждого человека это противоречие порождает его собственную неповторимую индивидуальность.
Человеческую личность возможно уничтожить. Для этого человечество изобрело два способа и очень органично их сочетает вместе:
1)Уничтожение третьего "я" ("духа тождества") посредством намеренно ложной интерпретации фактов об отдельно взятой личности.
2)Уничтожение второго "я" (логоса) напрямую - намеренной ложью, клеветой о человеке и фактах его жизни, игрой с его памятью (пользуясь тем её свойством, что человеческая память реконструктивна, так что человек может "вспомнить" даже то, чего с ним в действительности никогда не было).
Эти способы, будучи эффективно применёнными, уничтожают человека-субъекта как такового, уничтожают его триединство вплоть до первого "я" - до души. Такой пострадавший человек уже, в общем-то, не может называться человеком, потому что нарушено его наиболее общее, что позволяет его причислять к человеческому роду. Цельность же субъекта как системы определяет то, насколько он ценит истину, то есть то, насколько истина является предметом его интенций.
В силу сказанного в этом подразделе, можно выделить два способа снятия проблемы субъективности:
1)Посредством знания о себе. Так как человек воспринимает всё в контексте своего собственного естества, то, зная самого себя, можно вынести эту погрешность за скобки - и таким образом претендовать на объективность. Как говорили древние мудрецы: "Познай самого себя", - и это актуально по сей день.
2)Посредством уничтожения субъекта, что, к сожалению, наблюдается в постмодернизме. Такой подход ошибочен, не несёт пользы: зачем мне, например, объективность моего суждения, если меня нет?