"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
читать дальшеКак Господь может быть неизменным и при этом живым? Или как может быть неизменной истина о мире, если мир постоянно пребывает в становлении? Как вообще истина может быть одной и той же, оставаться истиной каждый миг, если все вещи каждый миг изменяются (а если не может, то это значит, что истины как таковой не существует)? Ответы на эти вопросы найдены и очевидны. Очевидно, что в понятии истины есть две части: неизменная и изменяющаяся. Неизменная её часть – это наиболее общее из того, что вообще можно сказать о мире, вещах, которые в нём, о самой истине; она выражается категорией закона. Её изменяемая часть – то, как это наиболее общее осуществляется в деталях в данных момент. Сужение понятия истины до одной из её частей (неизменной или изменяющейся) ошибочно. При попытке сужения понятия истины только до изменяемой её части мы очень быстро придём к её отрицанию, а это не верно: мы видим, что существуют суждения, соответствующие действительности (истинные), следовательно существует и то общее и неизменное, что их объединяет, – истина как таковая. При попытке сужения понятия истины только до неизменной её части возникает другая проблема: мы не можем осуществить от неё переход ко всем деталям наличной реальности, истина таким образом перестаёт быть истинной – не соответствует действительности. Итак, очевидно, что истина изменяемая и не изменяемая одновременно – но в разных отношениях. Изменяется каждый миг то, каким образом осуществляется её неизменное, которое, тем не менее, осуществляется. В связи с этим можно говорить одновременно о познаваемости истины и её непознаваемости, но в разных отношениях, а именно: познание истины нам доступно только как процесс, но не как конечный, абсолютный и полный результат. Изучение неизменного модуса истины, его осмысливание – это область метафизики. Изучение изменяющегося модуса истины, выделение неизменного – это область онтологии и всех онтологических дисциплин. Изучение собственно процесса познания истины – это область гносеологии. Если совсем избавиться от метафизики, то онтология в итоге сможет сказать разве что невнятное «ни о чём нельзя говорить с уверенностью» (об этом – тоже?), а теория познания потеряет предмет собственно познания, а вместе с ним и знание как таковое – они превратятся в лженауки. Для нас тайна, покрытая мраком: как именно происходит переход от закона, неизменного и наиболее общего из сущего, к его осуществлению, то есть «почему всё всегда бывает именно так, как оно бывает, а не иначе?», - хотя мы это постоянно можем наблюдать. В конечном счете, это необъяснимо и с этим можно только смириться. В завершение – ещё несколько парадоксов: 1) Если всё меняется, то это неизменно. 2) Если всё неизменно, то его нет – оно никак не осуществляется (нет действия, глагола, а значит – нет бытия). 3) Если нет ничего, то есть что-то, чтобы ничего не было (или: «что было, когда ничего не было?», «откуда всё стало быть, когда нечему быть?»).