"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
Глава 2
1 Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина!
10 Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые по закону согрешили, по закону осудятся, -
13 Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут;
14 Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, -
16 В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его обрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
1 Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
Суд предполагает закон, по которому судят и который содержит в самом себе наказание за его нарушение. Итак, если человек судит другого, то судит по закону, который утверждает сам; даже если судит по закону Божию, то не по нему самому, а лишь по своему пониманию этого закона; и если судит другого человека, то судит лишь по своему пониманию того человека и его дел, а не по истине. Итак, неизвинителен всякий человек, судящий другого за его заблуждение и делание непотребств, потому что, делая это, сам заблуждается и делает непотребное. Заметим, что закон это не отменяет. Итак, каким судом человек судит, таким и его судить будут.
2 А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела.
См. мой комментарий к Рим.1,18.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?
Думать так — заблуждение (см. мой комментарий к Рим.1,18).
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?
Следовать собственному заблуждению — безумие, в конечном счёте ведёт к смерти. Однако, как правило, ведёт к смерти не сразу, а до этого возникает множество ситуаций, в которых следование этому заблуждению не доставляет блага, а наносит ущерб заблуждающемуся; то есть у заблуждающегося есть множество возможностей заметить, что он заблуждается, по неудовлетворённости своего естества, и покаяться (избавиться от заблуждения и не поступать по нему более). В этом богатство благости, кротости и долготерпения Божия.
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина!
10 Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!
Способность к рефлексии — черта человеческого естества, суть которой — вера в истину. То есть человеческое естество изначально таково, что должно быть дополнено Св.Духом, то есть истиной (в самом широком смысле) и предметом истины в их бытии в единстве. Мы знаем, что евреи в целом от природы умнее и хитрее других народов, то есть более способны к рефлексии, к вере в истину; и если их естество не дополняется Св.Духом, то оно не удовлетворено более, чем естество Еллина (не-еврея), а если дополняется Св.Духом, то оно обладает большей силой, чем естество Еллина. Естество человека выявляется в его деятельности, результат которой: непотребное, не удовлетворяющее естество (душу) человека — состояние такой души есть скорбь и теснота — , если он не имеет Св.Духа в себе; слава, честь (внешнее) и мир (внутреннее), если он имеет Св.Духа в себе.
Естество человека в стремлении к благу (Аристотель, ссылка), что верно для имеющего Св.духа так же, как и для не имеющего; выражается оно в желании человека, чтобы ему было хорошо, - это и есть дополняемое Св.Духом.
Дополненное (обновлённое) естество человека пребывает в единстве с предметом веры в истину так же, как и истина пребывает в единстве с тем, что истинно, то есть в мире; то, что желает блага, пребывает в единстве с благом и через это приобретает блага, делая благо — доброе — , в чём его слава и честь.
Естество человека в стремлении к благу (Аристотель, ссылка), что верно для имеющего Св.духа так же, как и для не имеющего; выражается оно в желании человека, чтобы ему было хорошо, - это и есть дополняемое Св.Духом.
Дополненное (обновлённое) естество человека пребывает в единстве с предметом веры в истину так же, как и истина пребывает в единстве с тем, что истинно, то есть в мире; то, что желает блага, пребывает в единстве с благом и через это приобретает блага, делая благо — доброе — , в чём его слава и честь.
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
Заблуждающийся еврей не лучше заблуждающегося не-еврея, потому что тот и другой заблуждаются, а следующий истине не-еврей не лучше следующего истине еврея, потому что тот и другой следуют истине.
12 Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые по закону согрешили, по закону осудятся, -
13 Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут;
14 Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, -
16 В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.
Закон Божий полностью описывает бытие Св.Духа для человека, то есть то, как истина и предмет истины обладают бытием в единстве по отношению к человеку. Язычники, не имеющие этого знания, однако же способны к рефлексии, а значит к познанию истины; если же познают истину, то и Св.Духа приобретают; а если приобретают Св.Духа, то Он дополняет их естество, а значит и делают согласно этому естеству — то есть по закону Божиему. Если же отрицают истину, то и вне закона погибают.
Верна и обратная связь: знающий и исполняющий закон Божий имеет Св.Духа в себе; но знающий и не исполняющий тем самым отрицает истину, содержащуюся в законе, и по закону погибают.
Польза от знания закона такова, что если исполнить его, то тем приобретается Св.Дух, а если утвердиться в Св.Духе, то и весь закон исполнен будет.
Верна и обратная связь: знающий и исполняющий закон Божий имеет Св.Духа в себе; но знающий и не исполняющий тем самым отрицает истину, содержащуюся в законе, и по закону погибают.
Польза от знания закона такова, что если исполнить его, то тем приобретается Св.Дух, а если утвердиться в Св.Духе, то и весь закон исполнен будет.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
Учить себя самого значит утверждаться в истине и в том, чтобы ей следовать, то есть делать то, что соответствует духу истины. Утверждаться в истине значит приобретать истину и её бытие — дух истины - , то есть приобретать благо в себе самом, потребное (соответствующее человеческому естеству); отрицать истину значит делать непотребное, противоестественное, то есть не приобретать истину и не учить себя самого. Итак, знающий но не исполняющий закон отрицает истину в каком-либо отношении, зная её, а потому не может делать то, что соответствует духу истины, а значит не может научить этому и других — учит других непотребному.
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Действительно, язычники могут судить о Боге, Которого не видят, только по Его последователям, которых видят. Если же они видят, что последователи Бога делают всяческие непотребства, то и о Боге судят по непотребствам, делаемым Его последователями; но не всякий истинно Его последователь, который проповедует Его, то есть истину, а тот, кто делает согласно духу истины.
Делать не по вере, но есть не в соответствии духу истины, значит делать в соответствии с заблуждением, что, как мы знаем, ведёт к смерти: бытие человека оскудевает. Отсюда, делать согласно духу истины значит умножать бытие. Отсюда мысль, что человек нужен Богу и сотворён только для того, чтобы Его бытие умножилось через Его бытие и в человеке.
Делать не по вере, но есть не в соответствии духу истины, значит делать в соответствии с заблуждением, что, как мы знаем, ведёт к смерти: бытие человека оскудевает. Отсюда, делать согласно духу истины значит умножать бытие. Отсюда мысль, что человек нужен Богу и сотворён только для того, чтобы Его бытие умножилось через Его бытие и в человеке.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твоё стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его обрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Обрезание — знак праведности (Рим.4,11). Но, как мы знаем, знак, или слово, может соответствовать действительности, а может и не соответствовать. Если знак или слово не соответствуют действительности, то они не истинны, а ложны — пустое. Праведность же означает исполнение закона, соответственно праведный человек — человек, исполняющий закон (Божий).
Принятие обрезания означает готовность исполнять закон. Такая готовность — по духу, то есть по тому, как человек есть, и выявляется в том, что человек исполняет закон; а без этого обрезание — пустая формальность.
Иудеи — это те, которые приняли закон, потому что изъявили готовность следовать закону (Исход), то есть воле Бога, духу истины. Без готовности следовать духу истины не могли его принять. Потому без такой готовности — обрезания по духу — Иудей не Иудей, и праведник — не праведник, а таковы лишь по виду, но не по сути — то есть не по делам.
Принятие обрезания означает готовность исполнять закон. Такая готовность — по духу, то есть по тому, как человек есть, и выявляется в том, что человек исполняет закон; а без этого обрезание — пустая формальность.
Иудеи — это те, которые приняли закон, потому что изъявили готовность следовать закону (Исход), то есть воле Бога, духу истины. Без готовности следовать духу истины не могли его принять. Потому без такой готовности — обрезания по духу — Иудей не Иудей, и праведник — не праведник, а таковы лишь по виду, но не по сути — то есть не по делам.