"Смерть греховной жизни." (c) Poslushnik the Orthodox Paladin
«Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»
© Бог (Ин.14:6)
читать дальшеБог есть истина; кто верит в объективную реальную истину, тот верит в Бога, потому что они суть одно и то же. Кто может обратить истину в ложь или кто может поспорить с силой совершившегося факта? - хотя, несомненно, найдутся гордецы, которые возомнят, будто бы способны на это, или же сделают себе такой вид ради какой-либо суеты: они заблуждаются. Всякая сила, доступная человеку, на силе истины утверждается, и в ней заключается сила Божия; хотя и есть множество глупцов, которые «пилят сук, на котором сидят».
Вера в объективную реальную истину оправдана классической логикой. В классической логике всякое утверждение, соответствующее действительности, называется истинным; общее для них то, что они истинны, а также то, что они являются утверждениями. Это значит, что все истинные утверждения причастны некоторой сущности, которую можно назвать «словом истины», и выражают её всей своей совокупностью во всех своих взаимосвязях. Представляется, что наиболее близким визуальным образом, который выражает эту категорию, будет образ огня, вечного и неугасимого (Втор.4:24); или же образ светоносного мрака (1): истина — свет разума, но никто не может познать или исчерпать её всю, она остаётся непознанной, как мрак.
Всё в мире подвержено распаду, все вещи обращаются в прах, и только истина, наш Бог, остаётся неизменной и непричастной тлению. Истинна нетленна, и никто не может идти против неё, и всё, что существует, ложится под ноги её (Пс.8:7): она есть совокупность совершенства (2).
Итак, очевидно, что человеку, чтобы быть совершенным человеком, следует быть причастным истине; только в ней он может победить свою собственную тленность, телесность, и обрести покой — если же он этого не сделает, то он подобен праху, возметаемому страстями, подобно тому, как ветер поднимает и гонит пыль, пока не развеет её по лицу земли без следа и воспоминания о том, чем она была (Пс.1:4).
Но как же человеку возможно стать причастным истине или как в ней утвердиться? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала поупражняться в человекознании.
1) Человек — это тело: физическое тело, также совокупность всех его привычек, рефлексов условных и безусловных, в теле действующих, которые также можно назвать волей, действующей в теле, от него самого, - но этим человек не исчерпывается.
2) Человек — это также душа: совокупность всех его намерений, которые он осуществляет посредством некоторого усилия, принужная некоторым образом своё тело исполнять намерение. Совокупность всех намерений человека, посредством которых являет себя его душа, можно также назвать его волей, которая обладает свободой: «могу копать, могу не копать».
3) Но и тело, и душа человека, в их взаимосвязи, не исчерпывают его: в человеке есть также некоторая совокупность принципов поведения, которым он подчиняет свою волю, и которые осуществляет в своей деятельности посредством тела, побуждая его к тому посредством большего напряжения воли и помышления. Совокупность актуальных для человека принципов поведения, которым он следует, называется его духом; вернее дух человека выражается в этих принципах его поведения.
Всё прочее, что можно сказать о человеке, входит в эти три его ипостаси, или же являются частными случаями того, как выражается взаимосвязь и единство его трёх ипостасей; обусловлено присутствием и пребыванием человека в мире, а также осуществлением его свободной воли.
Человеку, чтобы быть совершенным человеком, следует быть причастным истине; только в ней он может победить свою собственную тленность, телесность, и обрести покой, утвердить свою силу. Как это сделать? - зная природу человека и природу истины, можем предполагать, как. Несомненно, что истина должна быть предметом всех устремлений, целью всякого намерения души человека, к ней должна быть вся его воля и на ней фиксирована (Мк.12:30) (3). Причём при такой фиксации свою свободу воли человек не теряет, по двум причинам: во-первых он это делает сам по своей доброй воле (4) (а значит может и отказаться от неё по своей же воле); во-вторых за ним остаётся свобода выбора способов достижения цели своих устремлений. Совокупность принципов, предпочитаемых способов, которые человек избирает в своём стремлении к истине — это его индивидуальный дух, также личность, определяемый целью его устремлений: начало и конец его — истина. Но такое единство души и духа человеческого было бы мёртвым, бесплодным, если бы не осуществлялось в делах человека посредством тела, в мире (Иак.2:17); то есть труда, достаточного побуждения тела к повиновению и исполнению, с помощью большего напряжения воли и помышления, чем та воля, что действует в самом теле, телесная, выражаемая совокупностью привычек, условных и безусловных рефлексов, которые противоборствуют закону ума (Рим.7:23).
Итак, человеку, чтобы быть совершенным человеком, следует в своём честнейшем стремлении к истине, любви к ней, обуздать всё своё тело, без остатка (Иак.3:2). Потому-то жизнь живущего по истине имеет положительную и отрицательную стороны: положительная сторона состоит в познании истины, то бишь в Богопознании (5), что непосредственно и даёт результат; но невозможно это без смирения всего человеческого естества перед истиной, чтобы принять её и быть причастным ей — смирение даёт результат опосредованно; в том и в другом заключается любовь к истине, Богу.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»
© Бог (Мф.7:48)
______________________________
1) Первая глава «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита так и называется: «Что такое Божественный Мрак». На вершине познания «при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!»
2) «Бог есть любовь» (1Ин.4:8); «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колос.3:14) — Бог есть совокупность совершенства; «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:16) — Бог есть истина; следовательно истина есть совокупность совершенства.
3) Исполняется подобие человека Господу: «Душе истины» (из вечернего правила)
4) «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего» (из вечернего правила)
5) «Познание Бога - вот для нас жизнь вечная» © свт. Николай Сербский (Велимирович) (электронный ресурс: www.psaltyr.ru/nikolai-serbskii/2006/06/04/nede...)
никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»
© Бог (Ин.14:6)
читать дальшеБог есть истина; кто верит в объективную реальную истину, тот верит в Бога, потому что они суть одно и то же. Кто может обратить истину в ложь или кто может поспорить с силой совершившегося факта? - хотя, несомненно, найдутся гордецы, которые возомнят, будто бы способны на это, или же сделают себе такой вид ради какой-либо суеты: они заблуждаются. Всякая сила, доступная человеку, на силе истины утверждается, и в ней заключается сила Божия; хотя и есть множество глупцов, которые «пилят сук, на котором сидят».
Вера в объективную реальную истину оправдана классической логикой. В классической логике всякое утверждение, соответствующее действительности, называется истинным; общее для них то, что они истинны, а также то, что они являются утверждениями. Это значит, что все истинные утверждения причастны некоторой сущности, которую можно назвать «словом истины», и выражают её всей своей совокупностью во всех своих взаимосвязях. Представляется, что наиболее близким визуальным образом, который выражает эту категорию, будет образ огня, вечного и неугасимого (Втор.4:24); или же образ светоносного мрака (1): истина — свет разума, но никто не может познать или исчерпать её всю, она остаётся непознанной, как мрак.
Всё в мире подвержено распаду, все вещи обращаются в прах, и только истина, наш Бог, остаётся неизменной и непричастной тлению. Истинна нетленна, и никто не может идти против неё, и всё, что существует, ложится под ноги её (Пс.8:7): она есть совокупность совершенства (2).
Итак, очевидно, что человеку, чтобы быть совершенным человеком, следует быть причастным истине; только в ней он может победить свою собственную тленность, телесность, и обрести покой — если же он этого не сделает, то он подобен праху, возметаемому страстями, подобно тому, как ветер поднимает и гонит пыль, пока не развеет её по лицу земли без следа и воспоминания о том, чем она была (Пс.1:4).
Но как же человеку возможно стать причастным истине или как в ней утвердиться? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала поупражняться в человекознании.
1) Человек — это тело: физическое тело, также совокупность всех его привычек, рефлексов условных и безусловных, в теле действующих, которые также можно назвать волей, действующей в теле, от него самого, - но этим человек не исчерпывается.
2) Человек — это также душа: совокупность всех его намерений, которые он осуществляет посредством некоторого усилия, принужная некоторым образом своё тело исполнять намерение. Совокупность всех намерений человека, посредством которых являет себя его душа, можно также назвать его волей, которая обладает свободой: «могу копать, могу не копать».
3) Но и тело, и душа человека, в их взаимосвязи, не исчерпывают его: в человеке есть также некоторая совокупность принципов поведения, которым он подчиняет свою волю, и которые осуществляет в своей деятельности посредством тела, побуждая его к тому посредством большего напряжения воли и помышления. Совокупность актуальных для человека принципов поведения, которым он следует, называется его духом; вернее дух человека выражается в этих принципах его поведения.
Всё прочее, что можно сказать о человеке, входит в эти три его ипостаси, или же являются частными случаями того, как выражается взаимосвязь и единство его трёх ипостасей; обусловлено присутствием и пребыванием человека в мире, а также осуществлением его свободной воли.
Человеку, чтобы быть совершенным человеком, следует быть причастным истине; только в ней он может победить свою собственную тленность, телесность, и обрести покой, утвердить свою силу. Как это сделать? - зная природу человека и природу истины, можем предполагать, как. Несомненно, что истина должна быть предметом всех устремлений, целью всякого намерения души человека, к ней должна быть вся его воля и на ней фиксирована (Мк.12:30) (3). Причём при такой фиксации свою свободу воли человек не теряет, по двум причинам: во-первых он это делает сам по своей доброй воле (4) (а значит может и отказаться от неё по своей же воле); во-вторых за ним остаётся свобода выбора способов достижения цели своих устремлений. Совокупность принципов, предпочитаемых способов, которые человек избирает в своём стремлении к истине — это его индивидуальный дух, также личность, определяемый целью его устремлений: начало и конец его — истина. Но такое единство души и духа человеческого было бы мёртвым, бесплодным, если бы не осуществлялось в делах человека посредством тела, в мире (Иак.2:17); то есть труда, достаточного побуждения тела к повиновению и исполнению, с помощью большего напряжения воли и помышления, чем та воля, что действует в самом теле, телесная, выражаемая совокупностью привычек, условных и безусловных рефлексов, которые противоборствуют закону ума (Рим.7:23).
Итак, человеку, чтобы быть совершенным человеком, следует в своём честнейшем стремлении к истине, любви к ней, обуздать всё своё тело, без остатка (Иак.3:2). Потому-то жизнь живущего по истине имеет положительную и отрицательную стороны: положительная сторона состоит в познании истины, то бишь в Богопознании (5), что непосредственно и даёт результат; но невозможно это без смирения всего человеческого естества перед истиной, чтобы принять её и быть причастным ей — смирение даёт результат опосредованно; в том и в другом заключается любовь к истине, Богу.
«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»
© Бог (Мф.7:48)
______________________________
1) Первая глава «Мистического богословия» святого Дионисия Ареопагита так и называется: «Что такое Божественный Мрак». На вершине познания «при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!»
2) «Бог есть любовь» (1Ин.4:8); «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колос.3:14) — Бог есть совокупность совершенства; «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:16) — Бог есть истина; следовательно истина есть совокупность совершенства.
3) Исполняется подобие человека Господу: «Душе истины» (из вечернего правила)
4) «Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего» (из вечернего правила)
5) «Познание Бога - вот для нас жизнь вечная» © свт. Николай Сербский (Велимирович) (электронный ресурс: www.psaltyr.ru/nikolai-serbskii/2006/06/04/nede...)